SystemStars
Яндекс.Метрика

Система Звёзд

  • slider_img_001.jpg
  • slider_img_002.jpg
  • slider_img_003.jpg
  • slider_img_004.jpg
  • slider_img_005.jpg
  • slider_img_006.jpg
  • slider_img_007.jpg
  • slider_img_008.jpg
  • slider_img_009.jpg
  • slider_img_010.jpg

Основное меню

Истинное меню

Нил Сорский

Великий старец Святой Руси, преподобный Нил родился около 1433г., в семье крестьян. Был переписчиком книг, затем принимает постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Не найдя наставников монашеского делания, о котором читал в творениях святых отцов, отправился странником в палестинские монастыри, дошел до Константинополя и Афона. В Россию вернулся около 1486г. Соединив внутреннюю молитву и евангельское служение в братской агапе, создал новое движение — скитской жизни, возобновив почти забытую к тому времени практику «умного делания» святых отцов. «Кто молится только устами — молится воздуху» .

Скиты преподобного Нила — оазисы Царствия, где насаждался дух любви, трезвения, трудничества. Жили маленькими общинами, от 2-3 до 12-14 человек, постоянно трудились, своими руками окормляя скит. Евангельские добродетели — ключи молитвы, основание агапы и цель подвижничества. Дары Святого Духа почивали на его учениках:

«Вы, братия, единомысленные мне, а не ученики; учитель у нас один — Господь наш Иисус Христос и святые апостолы, давшие нам святое Писание, потом преподобные отцы, которые научили и научают пути, ведущему ко спасению».

Милостыню принимали лишь в случае крайней необходимости и только от чистого сердца, от боголюбцев:

«Всякий от своих праведных трудов, своего рукоделия и работы должен приобретать себе дневную пищу и все необходимое. Трудиться надо преимущественно в келии. Пахать, сеять, пасти стадо для общежития похвально, а для отдельно живущих укоризненно. Если болен — можно принять милостыню от христолюбцев, но нужное, а не лишнее... Собранное трудами других не послужит нам на пользу. Продавая рукоделие, мы не должны вводить в убыток брата, а решиться скорее самим принимать убыток... А что просящим давать и занимающим не отказывать — так эта заповедь, как говорил Василий Великий, дана только для лукавого. Иноческая милостыня — помочь брату словом во время беды, облегчить его скорбь духовным утешением, но и это — кто может... В келиях могут делать наставления братии и странникам только те, о которых мы знаем, что они ведут собеседование, служащее к пользе душам и исправлению, и владеют искусством передавать полезное...

Обязанности инока.

Первая и самая главная обязанность инока — жить по писаниям и по преданию святых отец; за этим уже следует все остальное... Телесное делание, внешняя молитва, — говорит Нил, — есть не более как лист; внутреннее же, умная молитва, есть плод».

Богомысленно изучали Писание, творения святых отцов, к которым Нил благословлял относиться трезво, без буквоедства и слепого идолопоклонства. Старец называл творения святых «божественным писанием», продолжением в Духе апостольских посланий, — и не принимал ни одной мысли, если не находил подтверждения ее правоты в евангельской и святоотеческой традиции. Обители строились пустынные — безмолвные и созерцательные, хранимые ангелами и не нуждающиеся в крепостных холопах, амбарах и крепких засовах, крепостных башнях и охране, стерегущей накопленное чужим трудом добро. Церкви — простые, без пышных украшений. Лучше раздать нищим, по заповеди Господа, чем по-язычески жертвовать на храм: “Если кто желает принести дар для церкви, сосуды серебрянные или иные украшения, посоветуй ему лучше отдать нищим. Никто никогда не был осуждаем за то, что не украсил храма. Внутри себя воздвигни храм Творцу»

Заволжские старцы, просиявшие в веках, обличившие истинных еретиков, иосифлян, и укрывавшие гонимых и оклеветанных, — детище его любви и светоносных даров благодати, принесенных на Русь с богородичного Афона. Благоуханный образ монашества, преподнесенный Нилом, пленил многие души и вызвал злобу «презлых иосифлян», видевших в обетах иночества лишь способ обеспечить сытую жизнь и добиться власти.

На соборе 1490г. Преподобный Нил вместе с Паисием Ярославовым спасли обвиняемых: собор «христианских» пастырей намеревался сжечь всех “еретиков”, но ограничился лишь проклятием троих священников и отсылкой их Геннадию Новгородскому. На московском соборе 1503г. Иосиф пытался вновь поднять вопрос о еретиках, но великий князь не разрешил очередную волну гонений. Уже в конце собора Нил вместе с единомышленниками выступил в защиту истинного монашества. Призвал отречься от духа корысти и лицемерной праведности и отказаться от монастырских имений (около трети государственных земель принадлежало церкви!).

«Нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а кормились бы черньецы рукоделием. «Познаем, хотя не вполне, как мы окаянны и как безрассудны, прилепляясь и пристращаясь к миру сему, скопляя веши тленные и ради (вотчин) вдаваясь в заботы и смуты со вредом для душ наших. И все сне мы в похвалу себе поставляем и добрым делом считаем. Житие наше в мире сем, его скорби, его блага и покой нами почитаются за нечто важное. О жизни же по Духу, мы, погрузясь в стяжания, в леность, говорим, что будто бы она достижима была только древним святым, а нам не приходится, да и невозможны толикие подвиги».

Обличение нарушений.

Но если епископат еще как-то мог поскупиться взиманием платы за поставления, то лишиться кровного богатства, было выше силы. И, боясь, как бы опасные речи старца Нила не повлияли на решение государя, ответчиком Нилу собор выставил... энергичного Иосифа. Всем красноречием обрушился волоцкий игумен на сорского старца. Он указывал на примеры Феодосия Великого — общего жития начальника, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, на всех древних святых отцов, которые принимали на монастыри земли. Говорил и о князьях, начиная с блаженного великого князя Владимира, что все они давали на обители волости, села и земли, и воды, и рыбные ловления.

«Если у монастырей сел не будет, где честному и благородному человеку постричися? И если не будет честных старцев, откуда взять на митрополию или в архиепископы, или епископы и на всякие честные власти? А если не будет честных старцев и благородных, ино вере будет поколебание»

Нетрудно понять, чье мнение возобладало на соборе, где Нил и нестяжательные заволжские старцы составляли меньшинство. Постановление о неприкосновении вотчинных монастырских владений отправили на подпись к государю... Иван III ... три раза отсылал назад собору его постановление. Но епископы стояли на своем твердо: «По божественных велениих установленная святыми отцы и равноапостольными цари и всеми святыми священными соборы в греческих, також и в наших русских, странах даж и доныне, святители и монастыри земли держали и держат, а отдавати их не имеют и не благоволят, понеже вся таковая сгяжания церковная — Божия суть стяжания, возложенна и нареченна и данна Богу и не продаема ни емлема никим никогдаж в веки века и нерушима быти и соблюдатися», — пришлось уступить. И самодержец еще искал сближения с рассерженным митрополитом. Владыка Симон сразу после собора получил две несудимые грамоты на свои митрополичьи вотчины. Скорбя о душах, не умеющих в жизни подняться выше тленного, удалился Нил на Сору.

Собор, призвав на помощь волоцкого игумена, избирает путь противления Святому Духу. Обличилась глубокая церковная болезнь... Нил уходит в затвор и вскоре (в 1508г.) умирает. Но заповедано судить лишь по плодам:

«...Паисий недолгое время пребывал в игуменах Троицы, ушел, потому что «не мог чернцев обратить на Божий путь — на молитву, пост и воздержание, и они хотели убить его; там бояри и князи постригшиеся не хотят повиноваться», — скорбя, удалился в свой Спасо-Каменный (монастырь) и не принял жезла святительского, когда великий князь склонял его на митрополию вместо Геронтия (1473-1489)...»

«С особой силой Иван IV в своих вопросах к собору (1551 года, стоглавому) обрушивался на монашество. В монахи постригались, по его словам, «покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать»; среди них царит «упивание безмерное», разврат, «содомский грех»; у игуменов и архимандритов «по келиям инде жонки и девки небрежно приходят, а робята молодые по всем келиям живут невозбранно»; монахи обитают в одних монастырях с монахинями со всеми вытекающими отсюда для «ангельского чина» соблазнами; «отцы-пустынники» ходят с иконами, якобы собирая деньги на постройку монастыря, а на самом деле затем, чтобы их пропить. Царь отмечал, что монахи раздают деньги в рост под высокие проценты, что крестьяне бегут из их вотчин и монастырские села пустеют, бесчинства монашествующей братии вызывают удивление и порицание в народе, а также у иноземцев, чем подрывается престиж Русского государства».

Отзывы иностранных посланников.

«Известны уничижительные отзывы иностранных путешественников о русских монахах. «Что касается разврата и пьянства, — писал о них англичанин Ричард Ченслер, — то нет в мире подобного, да и по вымогательствам это самые отвратительные люди под солнцем». Английский посол Джильс Флетчер отметил в 1580-х гг.: «Монашествующих у них бесчисленное множество, гораздо более, чем в других государствах, подвластных папе... Кроме того, что монахи владеют имениями (весьма значительными), они самые оборотливые купцы во всем государстве и торгуют всякого рода товарами».

О состоянии «отрекшихся от мира» иноков того времени говорит дошедшая до наших дней грамота тверского владыки Нила (+1521г), бывшего игумена московского Богоявленского монастыря, перечисляющая его подарки константинопольскому патриарху:

«...кроме икон и серебрянной утвари, посылались 20 шуб разного меха, 45 соболей, 740 горностаев, 2000 белок и 440 хомяков и др.»

О нравственном состояни “православного” теократического царства свидетельствуют историки:

«В начале XVII века страна переживала глубокое хозяйственное разорение. Этому в немалой степени способствовал и страшный голод на Руси в 1601-1603 годах, сопутствуемый эпидемиями голода и чумы, во время которого, по свидетельству одного наблюдателя, «вымерла треть царства Московского голодною смертью». А «у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания», указывал в своих записках побывавший в это время в Москве голландец Исаак Масса».

«Волоцкий монастырь имел 36 тысяч десятин земли... Непосильные повинности и поборы вызвали в 1594-1595 годах массовое волнение крестьян в вотчине Иосифо-Волоколамского монастыря. Они отказывались «хлеба молотити и в монастырь возити, и солода растити... и никаких дел не почали делать». (В том числе варить соль: от кустарного производства соли монастырские работники получали тяжкие ожоги и слепли) Рубили запонедные (монастырские) леса, убивали ключников и приказчиков. Московские власти и монастырские старцы заковывали «злодеев» в железа, устрашали и усмиряли их. Доведенные до отчаяния нещадной эксплуатацией, холопы и крестьяне в 1603-1605 годах объединялись в ватаги, уходили в леса, нападали на бояр и господ... Во время крестьянской войны 1606 года жители Волоколамска примкнули к восставшим. В октябре отряды “большого воеводы” И.И. Болотникова заняли город и Иосифо-Волокаламский монастырь».

«Правеж, заимствованный (Грозным) от татар, распространен был по всему московскому царству и служил в разных случаях орудием казни и денежных взысканий и средством мести и насилия. Иван Васильевич в Новегороде бьет на правеже монахов и монахинь; Годунов, сделав навет на дьяка Смирнова, выводит его на правеж и засекает до смерти; Горн бьет на правеже хутынского архимандрита Киприана; архимандрит Леонид (1512) ставит на правеж своих певчих за то, что они не ходят в церковь; на правеже, по новому судебнику, бьют воров; московские послы на правеже вымучивают запасы и подводы; посредством правежа сбирают подати. И вот целые волости, осужденные на правеж, нанимают людей, которые бы стояли за волость на правеже... На правеж гнали всех, и светских, и духовных, гнали их целыми селами, ... с которых нещадно правили деньги... Особенною ревностью в правеже отличались монастырские приказчики. Стрелец Семен Иванов, служивший в Троице-Сергиевой лавре сборщиком податей, 6 мая 1679 года, напившись пьян, приехал в монастырскую деревню править поворотные деньги и, собрав мир и сборных целовальников, поставил их на правеж, и целовальника Моисея Федорова стал бить поленом без милости, и, сбив его с ног, влежачь, обходя кругом, всего избил до самого увечья, причем говорил: «Дай мне полведра вина, а не дашь — прибью до смерти, не что де мне сделаешь». Избив его, он украл у него рубль денег. Целовальники жаловались Троице-Сергиевой лавре; был сделан обыск, все подтвердили показания целовальников, и монастырский собор решил:

«а как бы они, крестьяне, не чинились сильны, и платежи платили, тогда бы и посылыциков не посылали, и на правеже б крестьяне не стояли».

...сначала, вероятно, с примера татар, несчастных должников терзали до тех пор, пока они не издыхали, а поэтому московский царь, внося правеж в русское право, делал оговорку, что должники дворяне и бояре могли выставлять на правеж вместо себя людей своих... Наказанных батогами отвозили в телегах... Народ не забыл этого правежа, и до сих пор еще поет о нем в песнях:

«Били добраго молодца на правеже,/На Жемчужным перекрестычке,/ Во морозы, во крещенские,/ Во два прутика железные./ Он стоит удаленькой, не тряхнется,/ И русы кудри не шелохнутся,/ Только горючи слезы из глаз катются,/ Уж как бьют-то добраго молодца на правеже,/ Что на правеже его бьют,/ В одних гарусных-то чулочках без чеботов;/ Правят с молодца казну да монастырскую».

Правеж жил рядом с кабаком до самого XVIII века... При Бироне, когда недоимки возросли до нескольких миллионов, тогда, по словам Болтина, лучших людей, забирая под караул и каждый день ставя разутыми на снег, били по щиколоткам и по пяткам палками; сие повторяли ежедневно, пока не выплатят всю недоимку. По деревням, продолжает он, слышен был стук ударов палочных по ногам, крик сих мучимых и плач жен и детей, томимых голодом и жаждою...»

Какое отношение это царство тьмы, созданное Иосифом Волоцким и его учениками, имело к Святой Руси?!.. Теократическая идея иосифлян, покрытая фальшивой позолотой, посрамилась Самим Господом, по грехам иерархов-стяжателей попустившим эту раковую опухоль на теле русской церкви и удалившим ее в 1917-ом году!

Монастыри, превратившиеся в государевы крепости и тюремные застенки. Безумный деспот Иван IV, служащий литургии и вырезающий свой народ. Террор и разграбление святынь черными кромешниками, личной охраной царя (даже во времена татаро-монгольского ига под страхом смертной казни ханы-язычники запрещали трогать храмы и обители, не брали дань с церковных людей!). Заболевшая церковь, духовное сердце страны, призывалась к покаянию: Господь искал уберечь Своих заблудших детей от еще более страшного. Но воплощенные змии, порождения ехиднины (Матф.23:33), с тем и вползают в храмы, чтобы соблазнить малых сих (Матф. 18:7). Их тайная цель: лишить живой веры, запретить жить по Евангелию, — и утянуть человечество за собою в бездну. Церковь истинная, покрытая ангельскими орлиными крылами, в духе уже давно сокрылась от лжехристиан и их клевретов в глубокую пустыню, ведомая богородичными ангелами-хранителями (Отк.гл.12).

Так в каждом историческом времени воплощаются превечные страницы книги жизни и ставятся печати верных учеников Господних, апостолов и жен-мироносиц, или синедрионских первосвященников, распявших Агнца божественной любви, гнавших Его Пречистую Мать и первохристианские агапы святых.