Свидетельство праведных
«Они поют как бы новую песнь пред престолом... это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Отк. 14:3-5)
Антоний Великий
«Святой Антоний открыл своим ученикам, как от умаления ревности расслабеет монашество и померкнет слава его... «Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни, и потекут вместо них в богатые города, где, вместо... пустынных пещер и тесных келий, воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей (на позолоту кровли вновь построенного храма Христа-Спасителя в Москве потрачено 80 кг. золота, а в Троице-Сергиевой лавре, например, помимо мощной крепости и подземных казематов, стоят и царские палаты!); вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах, не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и не смотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себе уединенниками (монах — собственно уединенник). При том они будут величаться, говоря: «я Павлов, я Аполлосов» (1 Кор. 1:12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников: они будут величаться отцами своими, как Иудеи — отцом своим Авраамом.
Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить, и не преступил, — и зло сотворить, и не сотворил (Сир.31:11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Поэтому Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании».