SystemStars
Яндекс.Метрика

Система Звёзд

  • slider_img_001.jpg
  • slider_img_002.jpg
  • slider_img_003.jpg
  • slider_img_004.jpg
  • slider_img_005.jpg
  • slider_img_006.jpg
  • slider_img_007.jpg
  • slider_img_008.jpg
  • slider_img_009.jpg
  • slider_img_010.jpg

Основное меню

Истинное меню

Возникновение императорского синода

В 1700г. умер патриарх Адриан. Дерзко нарушив церковные каноны, Петр запрещает иерархам созвать собор для избрания нового патриарха и назначает Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола. Начинается осторожная подготовка церковной реформы. Через 20 лет (!) принимается проект «Духовного регламента»: обтекаемых формулировках царь официально провозглашается «пастырем» русского христианства. Павел I окончательно утвердит: «Император в акте о наследии престола... именуется Главою Церкви...

Лишь в проекте нового... закона об отношениях церкви и государства, выработанном Всероссийским Собором 1917г., вновь утверждалось внутренно неотъемлемое от церкви каноническое право самоуправления, законодательства и суда».

В своей реформе император, заимствовавший западные образцы, лишь следовал примеру Англии и Швеции, где светский монарх уже давно являлся главою церкви. В 1527г. шведский риксдаг (национальное собрание) одобрил решение короля конфисковать излишнее церковное имущество и земли (церковные земельные угодия не уступали владениям всего дворянства!) и провозгласил его главой шведской церкви. В краткое время шведский король создал современную армию, предмет зависти европейских монархов, — и Петр спешил усвоить его опыт. Несмотря на прямые заимствования, по заказу царя Феофан усердно обвиняет западные конфессии в еретичестве, отстаивая «чистоту русского православия»... В 1721 году помпезно открывается новое учреждение, существующее поныне. Духовная коллегия, «Синедрион», отныне абсолютно беззаконно заменяет патриарха. С помощью запуганных иерархов, принесших присягу новому «главе церкви» постепенно разрушалась святыня православия: из 954 российских монастырей упразднены 161, оставшиеся превращаются в богадельни и приюты для отставных солдат. Запрещены крестные ходы, разрушено множество часовен, иноческие постриги строжайше ограничены, молодых монахов и священников забирают в солдаты. «Христианский» царь предается оргиям и кощунствам, содомизму (известна его многолетняя содомская связь с Меньшиковым), с письменного благословения угодливых иерархов и сановников в 1718г. пытает и убивает собственного сына! Царским указом запрещено читать «Поучительные слова» святого Ефрема Сирина и «Соборник», изданные в России в 1647г., где приводились признаки пришествия антихриста, во многом совпадавшие со временем Петра. Обличения запрещены законом: «Каждый священник, словно военнослужащий, давал государю верноподданную присягу, за нарушение которой мог лишиться жизни и сана».

Гнёт и репрессии.

Примеры были у всех на глазах. Еще недавно на площадях Москвы стоял лес виселиц (массовые казни 1700г.), стены Кремля, Белого города и даже Земляного были унизаны телами страшно замученных стрельцов, на Красной площади не было пустого места от обезглавленных. К великому ужасу жителей трупы казненных лежали непохороненными почти полгода\ В государстве, называющем себя православным, приговаривали к публичной казни копчением (Петр I), к медленному публичному сжиганию до плеча одной руки, к сжиганию человека в раскаленном медном котле (Иоанн Грозный) и т.п. Петру мало было внешне поработить Россию: дух, его одержащий, стремится захватить души, лишить церковь самого начала правды. В мае 1722 года Синод вводит кощунственную практику доносов, нарушения тайны исповеди —смертный грех по церковным канонам, практиковавшийся едва ли не до последнего времени.

Личный указ царя провозгласил: «Кто истинный христианин и верный слуга Государю и Отечеству, тот без всякого сумнения может доносить словесно и письменно о нужных и важных делах самому Государю о каком злом умысле (т.е. даже не о поступке!) против Его Царского Величества...» (Подлинник указа бережно хранится в музее бывшего КГБ.)

Собранные сведения о политической благонадежности, о количестве обязательных посещений храма, исповедей и причастий, пастырями (под страхом жестокого наказания) регулярно передаются властям. Гонимые старообрядцы (восстававшие на дух, угнездившийся в церкви и в государстве), стремившиеся избежать церковного доноса, платили тайную мзду попам. Синодальные чиновники наблюдали за архиереями, епархиальные следили за священниками и монахами, старосты — за псаломщиками и причтом. Все вместе — за своими прихожанами. Перепроверялись доносы, согласно чину распределялись деньги, по всей империи разыскивали беглых, не имевших средств откупиться... Синодальная волокита и взятка, как и в светских департаментах, становятся явлением почти официальным!

«Отныне все его делопроизводство велось под грифом «По указу Его императорского Величества», водруженное в зале заседаний золоченое царское кресло под балдахином стало символом высшего авторитета для церкви, место Божьего перста занял указующий перст императора, место Кормчей книги — царские указы. Круто и решительно принялся Синод за наведение порядка в церковном доме... Вскоре началась полная реорганизация социальной структуры церкви... В 1724 году вышли указы о монастырях, к которым также приложил руку Феофан. В его «Прибавлении к Духовному Регламенту» содержались меры по «исправлению» монашества. Взгляд Феофана на монашество был тесно связан с его учением об оправдании. По Феофану, монашество... есть только чин, равный с иными в государстве... Вполне очевидно, что Феофан выполнял заказ Петра, видевшего в монастырях главный очаг сопротивления реформам...

Государственная религия.

Религия постепенно становилась казенным делом, испытанием на благонадежность. Вера, которая прежде ценилась как путь к спасению, стала рассматриваться как нечто полезное для государства... Под недреманным оком Синода исполнение религиозных обязанностей контролировалось и документировалось».

Следуя утвержденным синодальным образцам, институционалы создают новую государственную идеологию. Образ земного царя накладывается на образ Царя Небесного, смешиваются понятия, создаются идолы, мифы. Церковь превращалась в идеологический аппарат, стре¬мившийся слить в сознании народа слова Царь, Помазанник, Христос и император, помазанник на царство, земной бог. У подданных империи, бежавших в леса от государственной церкви и лжецерковного государства, было много оснований считать Петра антихристом... Светоносный мистический символ двуглавого орла (как например, на иконе “Азовская Божия Матерь”) при нём обретает совсем иное, институционально-полицейское содержание.

«С момента свободы печати, т.е. с царствования Александра II, и русская богословская литература, и церковные историки, и канонисты, и университетские юристы в принятых курсах своих дисциплин уже открыто подчеркивали неканоническую природу церковного управления всего императорского периода».

«Глава Церкви — Христос. Он же и Верховный «Крайний Судия» в суде церкви над миром, и не может быть иного судии, ибо Христос один есть Царь царствующих и Господь господствующих... Становясь крайним судиею священного синода, то есть постоянного церковного собора, этого единственного, после отмены патриаршества, живого органа... жизни церкви, российский самодержец тем самым принимает на себя большую власть духовную, нежели та, которую когда-либо обладали патриархи вселенские, по крайней мере церкви восточной, ибо ни один из них не противополагал себя догматически как единичного и непогрешимого судию — церковному собору, коего действия, в последней инстанции своей, совершаются или должны бы совершаться «изволением Духа Святого» (известная формула: изволися Духу Святому и нам). Российский самодержец становится верховным пастырем, первосвященником, видимым главою церкви, наместником Главы Не-видимого, самого Христа. ...церковь приближается к одному из трех всемирно-исторических искушений христианства: к подмене идеала богочеловечества идеалом челонскобожества. ...повторяю и настаиваю, присяга царю как Судье Крайнему в управлении церковью есть отречение от Христа...»

После мучительной агонии Петр умирает, не оставив завещания. Архиепископ Феофан вместе с Меньшиковым и гвардейскими офицерами составляет заговор и возводит на престол иноземку Екатерину I. Роковое вмешательство главы государственной церкви как всегда подкрепило солидное «богословское» обоснование. «Феофан срочно сочинил... «Краткую повесть о смерти Петра Великого», где оправдывал неслыханное для России дело — воцарение женщины, а в ответ на появившиеся подметные письма сочинил текст церковного проклятия крамольникам, их разбрасывавшим».

После Петра Первого.

После смерти Екатерины I (+1727г.) накануне своей свадьбы в 1730 году умирает молодой Петр II. Высшая власть в стране временно в руках русских аристократов из верховного тайного совета. Готовится законодательное ограничение абсолютной монархии и упразднение петровского синода, появилась реальная надежда на патриаршество. В условиях относительно свободной Руси государственной церкви, построенной на полумасонских принципах, а главное, самому Феофану, было не выжить. Архиепископ развивает лихорадочную энергию — участвует в заговоре, запугивает колеблющихся, привлекает военных. Вместе с гвардейскими офицерами Феофан приводит к самодержавной неограниченной власти Анну Иоанновну, вдовствующую герцогиню Курляндскую (дочь Ивана, брата Петра I). Последовавший позорный период бироновщины — на сожженной совести архиепископа Феофана и его церковно-политической партии иосифлян. Например, на псарнях, устроенных Бироном для императрицы, породистых щенков вскармливали своей грудью дворовые женщины, а придворный разврат уже давно стал нормой жизни...

Законодательно превознеся власть царя над Евангелием и государственными законами — Феофан обожествил дух кесаря, исказив сам образ Богоневесты-церкви, закоптив Святую Русь. Дьявол запретил отмирской церкви наступать на свою главу — казенные пастыри и надзирающие синодальные чиновники неусыпно запрещали живую веру, непорочную жизнь во Христе, преподносимую миру Всесвятой Девой Марией. А народ российский, из последнего заплатив приходскому священнику за требы, делал свой духовный выбор. За сотни верст с молитвой шли к сильному в Святом Духе нестяжательному старцу, прозорливому батюшке. Трепетно благословлялись и передавали своим сынам и внукам живое слово Божие, теплоту и наставление святых.

Всепетую Заступницу и Непорочную Царицу Русь Святая славила в посвященных Ей горячих сердцах, молитвах и духовных сокровенных напевах. Созерцаемый непорочный образ Всесвятой Девы запечатлевался в богооткровенных иконах, храмах и устном богородичном предании народа-богоносца. Казенная церковь, обожествив дух кесаря, уже давно жила по иным законам. В царствование императора Николая I «чиновники Синода иногда готовили 2-3 проекта решения по одному делу, даже противоположных по смыслу, каждый из них подписывали у архиереев-членов Синода, а (обер-прокурор) Протасов выбирал тот, который считал нужным доложить царю или пустить в ход. Только после его резолюции «Исполнить» решение вступало в силу и рассылалось по инстанциям».