SystemStars
Яндекс.Метрика

Система Звёзд

  • slider_img_001.jpg
  • slider_img_002.jpg
  • slider_img_003.jpg
  • slider_img_004.jpg
  • slider_img_005.jpg
  • slider_img_006.jpg
  • slider_img_007.jpg
  • slider_img_008.jpg
  • slider_img_009.jpg
  • slider_img_010.jpg

Основное меню

Истинное меню

Трагедия России

Собор 1666-1667 гг., низложивший Никона и избравший патриарха Иоасафа, «одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Двоеперстие собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил на вечные времена как великий догмат. Проклял и тех, кто будет совершать службу по старым книгам. В заключение собор изрек:

«Если кто не послушает нас или начнет прекословить и противиться нам, то мы такового противника, если он — духовное лицо, извергаем и лишаем всякого священно-действия и благодати и предаем проклятию; если же это будет мирянин, то такового отлучаем от Святой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд. Если же кто до самой смерти останется непокорным, то таковой и по смерти да будет отлучен, и душа пребудет с Иудой-предателем, с еретиком Арием и с прочими проклятыми еретиками. Скорее железо, камни, дерево разрушатся, а тот да будет не разрешен во веки веков. Аминь».

Эти ужасные проклятия возмутили даже самого Никона, привыкшего проклинать православных христиан. Он заявил, что они положены на весь православный народ и признал их безрассудными. Чтобы заставить русский благочестивый народ принять новую веру, новые книги, собор благословил подвергать ослушников соборных определений тягчайшим казням: заточать их в тюрьмы, ссылать, бить говяжьими жилами, отрезать уши, носы, вырезать языки, отсекать руки. Все эти деяния и определение собора внесли еще большую смуту в умы русских людей и усугубили церковный раскол».

«В 1682г., во время стрелецкой смуты, старообрядец Павел Даниловец сказал патриарху Иоакиму: «Правду говоришь, святейший владыка, что вы на себе Христов образ носите, но Христос сказал: научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем, а не срубами, не огнем и мечом грозил. Велено повиноваться наставникам, но не велено слушать и Ангела, если не то возвещает. Что за ересь и хула двумя перстами креститься, за что тут жечь и пытать?» И что же отвечает патриарх?

«Мы за крест и молитву не жжем и не пытаем, жжем за то, что нас еретиками называют и не повинуются святой церкви (святой инквизиции?..), а креститесь, как хотите». Этот ответ представителя иерархии отнимал у нее последнее извинение религиозного фанатизма — по его признанию, причиной гонений на старую веру был даже не фанатизм, а просто властолюбие, страх за свое внешнее положение и авторитет. Но ведь это иерархическое властолюбие, это стремление утверждать свой внешний авторитет и единство церкви путем насилия — ведь это и составляет сущность папизма (сущность надконфессиональной секты фарисеев и книжников, обличенной Самим Господом)...

Духовные власти.

Вот факт столь же бесспорный, сколь и печальный: власть духовная, носительница высшего нравственного начала в обществе, никакого нравственного авторитета у нас не имеет... И если Россия (в своей целости) верит в идеал христианский, если цель жизни для русского народа есть осуществление общества христианского, то, очевидно, духовная власть в России может иметь смысл лишь постольку она сознательно и твердо держится истинно христианского (а не римского и не византийского) начала и детально ведет народ и общество к его осуществлению. Такой духовной власти с общепризнанным нравственным авторитетом в России нет... Коренное зло наше есть раскол церковный, и это разделение вовсе не есть разделение в среде народа, как это может показаться, нет, это разделение между иерархией и народом, отделение пастырей от стада... Иерархия отреклась от Истины Христовой. Отрекшись от нее, она потеряла всякий нравственный авторитет и для поддержания внешнего авторитета, который один для нее и дорог, она должна была обратиться к власти внешней, пойти в холопство к государю, в котором она и доселе пребывает. 1881г.»

«Официальные постановления дают более смягченное представление о том, что действительно делалось на местах. Обычно исполнители царских указов в стремлении выслужиться или в расчете получить материальную выгоду значительно усиливали кары, возлагавшихся на «отступников» от догматов официальной религии. Но и «законные» меры были чрезвычайно тяжелы... Поскольку диспуты со старообрядцами почти ни к чему не приводили, в борьбе с ними правительство и православная церковь (т.е. институт) применяли... чисто полицейские меры воздействия.

В 1716г. было предписано взимать со всех старообрядцев, кроме живущих в пограничной местности, государственные подати в двойном размере, а с незамужних женщин — половину этой платы. В обнаружении старообрядцев активная роль принадлежала священникам, которые,

... должны были доносить властям обо всех, не приходящих на исповедь... в постановлении 12 декабря 1726г... предписывалось со вступавших вновь в старообрядчество людей, если они после увещания в Синоде и его органах этого не откажутся, брать уже не двойной, а четверной подушный оклад, то есть вдвое по сравнению с платежом, установленным для старообрядцев в 1716г. Высокий двойной, а тем более четверной платеж вынести было трудно. Ввиду большого числа неплательщиков в 1722г. было предписано, чтобы отказавшиеся внести деньги после «правежа» (телесного наказания) отсылались в работу — мужчины на галеры, а женщины — в прядильные дома.

Наказания и каторга.

Инаковерующих, показавших особую твердость своих убеждений, после жесточайшего телесного наказания отправляли на каторгу. Чтобы усилить эту и без того страшную меру воздействия, в том же 1722г. было дано распоряжение об отсылке «на вечную работу» вновь осужденных старообрядцев не в Сибирь, а в крепость Рогервик (Балтийский порт, Эстония), где условия жизни и работы были особенно тяжелы. Темницами для инаковерующих нередко служили монастыри, особенно когда осужденные были из духовного монашеского звания. Из ряда постановлений по ведомству Синода мы узнаем, что «преступники» против веры жили там, в особо тяжелых условиях. Так, например, Синод распорядился в 1732г. разослать раскольников, содержащихся в Боровском монастыре, в другие монастыри, «дабы они, раскольники, в тех монастырях содержаны были в цепях и в железах и в трудах монастырских, под крепким присмотром неисходно»и в обязательном порядке отстаивали в монастырских церквах изнурительные богослужения.

Строгая расправа с отступающими от официальных догматов веры предполагала широкое развитие системы слежки и доносов. Первыми доносчиками были священники, которые помимо обязанности сообщать обо всех неисповедующихся должны были уведомлять о раскольниках, узнанных ими и другими способами. В 1722г. от Синода по всему духовенству был разослан текст особой присяги. Произнося ее, священник, между прочим, говорил: «...раскольников по всем моим возможностям изыскивать и обличать всеусердно потщуся», о них архиерею «обязуюся неотложно доносить, страшася тяжкого за неисполнение сей моей должности наказания». ... быть доносчиком по всяким политическим делам предписывал церковнослужителям также и Духовный регламент. (Задолго до 5-го «церковного» управления КГБ, Синод являлся лишь инструментом государственной машины, отделом Тайной канцелярии)

Система доносов поощрялась и в среде не посвященных в духовный сан людей. Высший орган духовного управления постарался усилить слежку за старообрядцами и «богохульниками» в армии, среди солдат. По ходатайству Синода Сенат указал, «чтоб определенные командиры... имели прилежное смотрение, дабы они... (солдаты и матросы) по все годы исповедовались неотменно». За отставными служащими из рядового состава, определенными на «вечные квартиры», должны были наблюдать офицеры, губернаторы, воеводы и земские комиссары... По указанию любого доносчика «духовный управитель» мог вторгнуться в дом старообрядца и осмотреть все его книги и рукописи. За хранение старообрядческих сочинений полагалась «жестокая казнь».

В законодательстве принадлежность к антицерковным (т.е. антиинституциональным!) движениям приравнивалась к самым значительным политическим преступлениям, и в этом с особой наглядностью проявлялся государственный характер церкви.

Укрывательство раскольников.

На представление Синода по вопросу о том, что делать с человеком, укрывающим раскольников или вообще потворствующим им, Петр поставил выразительную резолюцию: «...подлежит такой казни, как противник власти». Сенат и Синод неоднократно указывали на то, что дела о раскольниках должны рассматриваться как «злодейственные», а следовательно, особенно тяжелым для подсудимого способом. Старообрядцы лишались существенных гражданских прав, в том числе права выбора в общественные должности. Браки... не считались действительными. Наконец, за отход от официальной церкви люди подвергались прямому осмеянию: раскольникам предписывалось под угрозой большого штрафа носить нелепое одеяние... Необходимо отметить, что большинство как перечисленных, так и других тяжелых мер против старообрядцев осуществлялось как раз в то время, когда главным средством борьбы с раскольниками правительство лицемерно объявило “свободные” диспуты для словесного исправления «заблудшихся».

Уже в ХХ-ом веке 23 апреля 1929 года синод отменил анафемы XVII-ro века, признал благодатными таинства «ревнителей древнего благочестия». Поместный собор русской православной церкви в 1971г. подтвердил решение синода. Сняты клятвы со старообрядческих книг, признанных истинными, каковыми они и были. (Тем самым признано и литургическое учение святых отцов о непорочном зачатии Девы Марии, исповеданное древней церковью!). Подтверждена большая точность рукописных старообрядческих книг по сравнению с печатными греческими, о чем и свидетельствовали старообрядцы в спорах с официально-православными. Проголосовали, приняли, постановили, — об «отвержении и вменении, яко небывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам... где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались»... Но кто оплачет замученных? Кто вернет сожженные иконы? Восстановит разрушенные древние храмы и истерзанные души целого народа? Очистит святоотеческое учение православной церкви от протестантских еретических мнений (в том числе о Божией Матери), привнесенных официальными хулителями православной веры? Кто изгонит дух тьмы, вольготно расположившийся на кафедрах, забрызганных мученической кровью исповедников, оседлавший оскверненные иосифлянами храмы и обители?.. В мир послана Пренепорочная Матерь и Заступница — Державная Дева Мария. Собор святых простерся на Россией. Ангельские воинства вокруг Взбранной Воеводы, несущей человечеству бесценный дар непорочного начала, свет новой жизни во Христе.

Век святых и сила праведных!.. Но должны исполниться промыслительные сроки, призванные души омыться в купели покаяния, стяжать венцы правды. До конца должен обличиться дух блудницы, супротивницы Марии. Змеиное семя, от века искушавшее род адамов, должно быть посрамлено пред всем человечеством живых и усопших. Семя тли, начало порока и греха — сожжено огнем Святого Духа, возгоревшимся в очищенных сердцах. «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Отк.22:11).